ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"


ГЛАВНАЯ -> БИБЛИОТЕКА-> Горные районы -> Тянь-Шань. Киргизский хребет.

ОБЪЯВЛЕНИЯ        ФОРУМ 

 

Перевал 60 лет СССР 2Б, 4050

 При подъёме с ледника Чонтор 2Б, при спуске на ледник Чонтор 2А

 

Местоположение: Перевал расположен в ГВХ, между вершинами 4187,3 на западе и 4194,4 на востоке. В западном гребне вершины 4187,3 также расположен пер.ОГК 2А. Перевал соединяет центральную ветвь лед.Чонтор с ледником в верховьях р.Туюктор Юж.

Дата прохождения: 11 августа 2002 г.

Ориентация склонов: север / юго.

Характер склонов: лд-сн / сн-ос

Направление прохождения: лед.Чонтор (лед.Маречека) – р.Туюктор Юж. (с./ю.).

Возможные опасности и меры безопасности:

1.      Мощный бергшрунд с карнизом на северном склоне – движение по перилам. Раздельное вытаскивание рюкзаков.

2.      Лавиноопасный снежный склон над бергшрундом – движение строго вверх. Крепление перил на седловине перевала на льду.

Возможные места ночевок:

Минимум специального снаряжения:

Страховочная система, карабины, кошки, ледоруб, каска, устройство для подъёма (или спуска) по верёвке. На группу: верёвки, ледобуры, ледовые инструменты (при подъёме с севера), желательны айс-фифи (при подъёме с севера).

 

Таблица основных участков:

пп

Участок

Характеристика участка; способ прохождения

S-протяженность м., H-высота м., a-крутизна °

Время

1

Снежный склон до бергшрунда

S = 300, a = до 30, H = 100­, пологий снежный склон. Движение вверх под седловину перевала

30 мин.

2

Мощный бергшрунд

(1 верёвка)

S = 6, a = от 90 до 70, H = 6­, ледовая стена бергшрунда. Первый с нижней страховкой через 4 промежуточных ледобура. Внутренние отвесные 3 метра стены пройдены с айс-фифи (жесткий бутылочный лёд), верхняя часть стены с двумя ледорубами.

3 часа

30 мин.

3

Снежный карниз над бергшрундом

(1 верёвка)

S = 2.2, a = 110, H = 2­, рыхлый снежный карниз. Первый прокапывает карниз до вертикального, дальше с двумя ледорубами, загоняя их штычками на всю длину, на обоих ледорубах самостраховки.

На участке 2-3 раздельное вытаскивание рюкзаков.

4

Лавиноопасный снежный склон до седловины

(1 верёвка)

S = 40, a = от 60 до 45, H = 35­, очень рыхлый лавиноопасный склон. Движение строго вверх. Перила крепить на льду на седловине перевала.

5

Снежно-осыпной кулуар

S = 400, a = 30-35, H = 200¯, снежно-осыпной кулуар. Движение плотной группой, на снежниках выбивая ступени пятками с ледорубом наизготовку. В двух крутых местах в скальных горловинах – на три такта лицом к склону.

20 мин.

6

Пологий ледник

S = 500, a = 5, H = 80¯, заснеженный ровный ледник. Движение вниз вдоль левого борта.

40 мин.

7

Заснеженные моренные холмы, приводящие к полянам на берегу ручья

S = 1100, a = 5-10, H = 200¯, моренные холмы. Движение вниз между холмами.

 

Основная трудность при прохождении перевала заключается в преодолении бергшрунда с отвесной шестиметровой стеной и двухметровым нависающим снежным карнизом.

От места ночёвки выходим в 6:40. Идём по леднику Чонтор в направлении перевала. Проходим участок со следами обвала камней и льда с правого борта и начинаем подъём к бергшрунду. Идём по фирновому склону крутизной до 30°, за полчаса подходим к трещине.

Основную сложность представляет нависающий над бергшрундом снежный карниз, поэтому штурмовать препятствие целесообразно в месте, где карниз имеет наименьшую нависающую часть, несмотря на то, что сама стена бергшрунда здесь отвесная и высокая. Внизу на глубине около 2,5 метров трещина забита смёрзшимся снегом, туда можно спуститься на страховке.

Первый участник спускается в бергшрунд и начинает подъём по отвесной ледовой стене с двумя айс-фифи в руках, поскольку внутренняя часть стены представляет собой жёсткий натёчный лёд, который плохо берёт ледоруб. Выйдя выше нижнего края трещины, где лёд более рыхлый, лидер оставляет ледовые якоря и продолжает штурмовать стену с двумя ледорубами. На подъёме до снежного карниза закручено четыре промежуточных ледобура.

Снежный карниз очень рыхлый и залезть на него в лоб нереально. Приходится разбивать его ледорубом до более-менее вертикального состояния, на что уходит много времени. После этого лидер поднимается на карниз, выбивая глубокие ступени для ног и вырывая в снегу углубления для рук. При этом осуществляется нижняя страховка и самостраховка двумя ледорубами. При выходе на карниз, упоры рук делаются на ледорубы, вогнанные в рыхлый снег выше перегиба. На прохождение первого через стену бергшрунда и карниз потребовалось около часа времени.

Над карнизом до перевала тянется рыхлый снежный склон, протяжённостью около 40 метров. Глубина ступеней выше колена, а иногда проваливались и “по развилочку”. Степень лавиноопасности высокая, а надёжно закрепить станцию в таком снегу для того, чтобы вытаскивать рюкзаки и висеть на карнизе – дело просто невозможное. Поэтому лидер продолжает движение на четыре такта до седловины, используя третий ледоруб в качестве сомнительной промежуточной точки страховки.

На седловине обнажаются выходы льда, где и организуем надёжную станцию на трёх ледобурах. Одной пятидесятиметровой верёвки при этом хватает точно до нижнего края бергшрунда.

После того, как наверх поднялся второй участник, попытались поднять рюкзаки через карниз непосредственно с седловины при помощи полиспаста. Однако этот манёвр не увенчался успехом, поскольку верёвка прорезала карниз, и рюкзак заклинивало, хотя оставшийся внизу участник старался изо всех сил второй верёвкой оттаскивать его от перегиба.

Тогда было принято решение поднять на перевал вторую верёвку, закрепить её на станции, после чего обоим участникам спуститься на параллельных нитках к верхнему краю бергшрунда, закрепиться на верёвках и вдвоём перетащить рюкзаки через трещину и карниз. Такое решение принесло свои плоды – рюкзаки перетащили (с большим трудом) и, как смогли, закрепили на ледорубах. Потом со своими рюкзаками по параллельным перилам поднялись наверх. Последним через бергшрунд и карниз перелез третий участник, забрал рюкзак и тоже поднялся на седловину.

На перевал вся группа поднялась в 11:10. Седловина скально-осыпная, широкая. Большой тур находится в западной части. Сняли записку местного клуба туристов “Инструментальщик”, побывавших здесь 23 июля 1983 года. Оказывается, на этом центральном перевале ледника Чонтор не было людей уже почти 20 лет! Не удивительно, что не удавалось найти сведений об этом перевале.

И в записке, и в перечне перевал был обозначен как 3А, однако такой высокой категории в современном мире он никак не соответствует, что мы и предполагали заранее, когда просматривали перевал в 1999 году. На наш взгляд при прохождении бергшрунда с карнизом на подъём, перевал “стоит” 2Б, а при прохождении в обратном направлении он может быть оценен как 2А и вполне доступен для горных “троек”.

В сторону р.Туюктор уходит вниз длинный кулуар, в верхней части осыпной, а далее снежный с выходами скал и осыпей. По этому кулуару, крутизной 30-35°, на пятках спускаемся вниз, держа ледоруб наизготовку для зарубания. В двух коротких крутых местах, где снежник зажат скальными выходами, спускаемся на три такта лицом к склону.

Спуск по снежникам до пологой части маленького ледника от перевала занял около 20 мин. Далее идём вниз по ледничку, потом среди заснеженных моренных холмов, пока не спускаемся на зелёные лужайки у истоков р.Туюктор. Здесь есть полянки для лагеря.

Описание составлено Д.Аверьяновым
Вид со стороны ледника Чонтор
Вид с ледника Туюктор Южный

 


© 2002-2003 г. Горный клуб "СКИФ"

Пишите: skif@skif.msk.ru