ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"


ГЛАВНАЯ -> БИБЛИОТЕКА-> Горные районы -> Тянь-Шань. Киргизский хребет. Поход 3 к.сл.

ОБЪЯВЛЕНИЯ        ФОРУМ 

 

 

Описание путешествия третьей категории сложности

по Западному Тянь-Шаню (Киргизский хребет).

Август 1999 года.

 

Маршрут похода

Состав группы

Техническое описание путешествия

            Перевал Солнечный

            Перевал Олимп

            Перевал Архитектор

            Перевал Джарташ

            Перевал Черный Шпиль Зап.

            Перевал Чонтор Раздельный (Осенний)

            Перевал Московский Буревестник

            Перевал Карбышева

            Перевал Спокойный

            Перевал Именинников

            Вершина Корона 2-я башня

 

Маршрут похода

 

Подъезд:

г. Москва - г. Бишкек - устье р. Ашутор.

Активная часть маршрута:

р. Ашутор - лед. Плоский - пер. Солнечный (1Б, 3900, рад.) - пер. Олимп (2А*, 4100, на правах п/п) - лед. Туюктор - пер. Архитектор (1Б, 4150) - р. Джарташ - пер. Джарташ (1А, 3880) - р. Сокулук Юж. - р. Кульджатор - пер. Черный Шпиль Зап. (2А, 3900) - р. Кичитор - р. Сокулук - лед. Чонтор - пер. Чонтор Раздельный (1Б, 3760, рад.) - пер. Московский Буревестник (2А, 3950, на правах п/п, рад.) - пер. Карбышева (1Б, 3850, рад.) - пер. Спокойный (2А, 3850) - р. Туюк-Ала-Арча - пер. 3588 (н/к, 3588) - р. Ала-Арча Юж. - пер. Именинников (2А, 3900) - р. Ала-Арча - лед. Ак-Сай - Коронские балки - вер. Корона 2-я башня (2Аальп., 4810, рад.) - а/л Ала-Арча.

Отъезд:

а/л Ала-Арча - г. Бишкек - г. Москва.

 

Состав группы

Фамилия, Имя,

Отчество

Год рождения

Место

работы

Обязанности

в группе

1

Аверьянов Дмитрий

Владимирович

1975

МАИ

аспирант

руководитель

2

Синицын Леонид

Юрьевич

1975

МПГУ

студент

отв. за

сняряжение

3

Бирюкова Галина

Владимировна

1975

трансстройрем

инженер

завхоз

4

Туйкина Альфия

Салаватовна

1977

МГРИ

студентка

медик

5

Бузин Павел

Владимирович

1974

ЮНИ

менеджер

реммастер

 

 

Техническое описание путешествия

(время повсюду указано киргизское)

12 августа - Подошло к концу трехсуточное путешествие на поезде по Средней Азии и в 4:30 мы высаживаемся в г. Бишкек на перроне вокзала. Здесь нас встречает Юра - представитель фирмы "Dostuk Trekking". Еще в Москве мы связались с этой фирмой по электронной почте и договорились, что они обеспечат нам заезд в район вплоть до устья р. Ашутор, а также отъезд из а/л Ала-Арча в конце путешествия. У этой фирмы стандартный тариф на перевозки автотранспортом ~$1 за километр. Таким образом все мероприятие обошлось нашей группе в $110, да еще $10 мы заплатили за 15 литров бензина. Как оказалось, бензин в Киргизии очень дорогой.

Следует обратить внимание на тот факт, что горючее надо покупать только через фирму, о чем следует договориться еще до приезда, поскольку на подавляющем большинстве киргизских заправочных станций можно купить бензин такого "отменного" качества, что по прибытию в горы ваши примуса напрочь откажутся работать на высоте. А предоставленный нам бензин хотя и приобрел в первый же день ядовитый малиновый цвет, но достойно горел в "огоньках" до конца путешествия, последние, правда, пришлось один раз основательно почистить.

На вокзале ожидал джип, который был призван отвести нас к началу маршрута. Однако, прежде всего мы озадачились регистрацией в городе, что заняло более часа. В столь ранние часы ни один РОВД не работает (в смысле не ведет прием посетителей). Юра отвез нас в ОВД октябрьского района, где располагается фирма "Dostuk Trekking". Там договорились с дежурным милиционером о том, что тот оформит нам документы, а Юра заберет их на следующий день и передаст при встрече группы в конце маршрута. Стоимость регистрации для одного человека - 20 сомов, что соответствует примерно 14 рублям, поскольку курс в то время составлял 1 : 1,5. Мы настоятельно рекомендуем всем путешественникам регистрироваться, иначе на обратном пути в городе гарантированы серьезные проблемы, решать которые придется приличными суммами наличных.

Наконец в 5:50 выезжаем из города и берем курс в ущелье р. Сокулук. До поселка Белогорка идет приличная асфальтовая дорога, далее еще на 20 километров тянется грунтовка, доступная даже для легкового транспорта. Эта грунтовка доходит вплоть до устья р.Ашутор, куда мы и прибываем ровно в 8:00. В этом месте нас ждала первая неприятная неожиданность: на большой поляне приютилось несколько юрт с киргизами. Местные жители проявляют к нам полное безразличие, словно не замечают вовсе. Ввиду высокой концентрации пастухов, нам не удается спрятать заброску, непосредственно выбросив ее из дверей машины. Приходится тащить аккуратно упакованные, но абсолютно неудобные для транспортировки коробочки, прямо в руках вверх по р.Ашутор.

По правому берегу р. Ашутор идет хорошая тропа, которая через некоторое время выводит на старую дорогу, ведущую к пер. Сокулук-1. До этого места мы поднимались около часа.

Заброску прячем в большой нише среди камней практически на самом краю правого берега реки, напротив того места, где тропа выходит на старую дорогу.

Собственно на маршрут выходим в 11:05. Поскольку утром мы ничего не ели, то поднявшись по хорошей тропе (поскольку "дорогой" это назвать уже было нельзя) в ущелье р. Ашутор и пройдя по цветущему лугу до реки, в 11:50 встали позавтракать. С этого места хорошо видно поворот к лед. Плоский. Еду здесь приготовили на костре, после чего забыли о нем на 10 дней.

После завтрака, который совместили с обедом, прошли по хорошей тропе еще два перехода по 45 мин. до поворота к лед. Плоский. Здесь нас накрыл проливной дождь, вынудивший срочно искать места под палатки и ставить лагерь. С места ночевки хорошо видны бараньи лбы в начале подъема к леднику, обходить которые целесообразно далеко слева по ходу. Дождь же продолжался до середины ночи.

 

13 августа - Ранним утором все также пасмурно, но к половине восьмого проясняется. Выходим от места ночевки в 7:50 и подходим к реке. Переправа возможна несколько выше бараньих лбов на противоположном берегу, в месте, где река делится на множество рукавов, хотя и имеет здесь значительный уклон. Переправа средней сложности, но весьма интересна а тактическом плане. Сначала следует идти около 10 метров под углом вниз по течению, чтобы обойти снизу мощный слив в центральной части реки, после чего следует двигаться несколько под углом вверх по течению, по кромке образовавшегося около противоположного берега озерка. На разведку и форсирование реки группа затратила чуть более получаса.

Продолжаем подъем в 8:45. Идем по правому берегу речки, стекающей с лед. Плоский. По траве и камням через полчаса подходим под пояс пологих черных скал, откуда виден скальный бастион, преграждающий путь к леднику. Черные скалы лучше всего проходить, вплотную прижавшись к реке. Подъем по ним занимает около 45 минут. С верхней границы скал хорошо видно, что единственный путь в обход скального бастиона пролегает по длинной осыпи слева по ходу.

Начинаем подъем по средней и крупной осыпи, а через несколько минут погода напрочь портится, видимость падает до нескольких метров. То и дело порывы сильного ветра приносят заряды мокрого снега. Поднимаемся практически на ощупь до выполаживания осыпи. Далее приходится идти почти по колена в снегу вверх по пологому склону, до тех пор, пока не начали ощущать, что стоим на перегибе и дальше надо спускаться. Изредка сквозь пелену облаков прогладываются очертания нескольких рукавов реки, и спуск к ним показался весьма крутым. Спускаться неизвестно куда явно не стоило, к тому же ветер продолжал усиливаться.

Поняв, что в этот день на погоду рассчитывать не приходится, нашли площадку, защищенную от ветра грудой камней, где можно было установить две палатки и в 13:00 разбили лагерь. Весь подъем наверх бастиона от места последнего привала занял 1 час 20 минут чистого времени. Надо сказать, что встали вовремя, поскольку вскоре разыгрался настоящий буран, продолжавшийся около двух часов. Вынужденную полудневку используем наиболее разумно - для сна, поскольку крутые подъемы в начале похода всегда отнимают много сил. Вплоть до самой темноты так ни разу не прояснилось.

 

14 августа - В этот день решили встать пораньше, чтобы пройти побольше. Подъем был организован в 4:30 еще затемно. Приготовили завтрак и даже успели его съесть, когда все окрестности вновь заволокло облаками. Лишь около 9:00 пелена облаков вдруг приподнялась, и мы, наконец-то, смогли просмотреть дальнейший путь. Внизу под нами мирно журчала речка, которая делится здесь на несколько больших рукавов. Раньше в этом месте, по-видимому, было озеро, но потом его прорвало. Спуск к реке, казавшийся нам сквозь пелену облаков накануне крутым, на деле оказался более чем пологим, со сбросом высоты около 30 метров. За разливом был виден уже язык ледника, посередине которого возвышался внушительный нунатак.

Спуск к реке, обход разлива и подход к началу склона под нунатаком, где организовали привал, занял у нас 45 минут. С привала хорошо виден разлив реки, обрывающийся в долину скальным бастионом, а также место нашей ночевки.

Дальше предстоял подъем на язык ледника. От места привала видно, что наиболее простой и логичный путь - по осыпи под скалами слева по ходу. Этот вариант на тот момент был весьма лавиноопасен, поскольку пролегал под двумя кулуарами, которые были забиты свежевыпавшим снегом. Мы избрали другой, несколько более сложный, но и более безопасный путь.

Поднимаемся по снежному склону, непосредственно под нунатаком, в направлении на небольшую снежную перемычку между ним и грудой камней слева по ходу. От перемычки траверсируем язык ледника влево в обход ранклюфта. Далее траверсируем ледник вправо и вверх по ходу, обходя крупную трещину, и выходим на скальную полку на нунатаке. По этой скальной полке зигзагом поднимаемся до пологого снежного склона, выводящего непосредственно на выполаживание ледника, где был организован перекус. Весь подъем от места последнего привала занял 50 минут.

Перекусив, продолжили движение вдоль орографически левого борта лед. Плоский, который вполне оправдывает свое название. На всем протяжении ледник закрыт, но трещин нигде нет. После непогоды приходится тропить по щиколотку в снегу, что затрудняет движение. Пройдя вверх до 17:00, разбили лагерь напротив пер. Солнечный.

 

Пер. Солнечный 1Б, 3900

Пока наши дамы готовили ужин, Дима и Леня отправились на разведку перевала, куда от лагеря можно дойти без набора высоты всего за несколько минут. Перед выходом на седловину приходится преодолеть ледовую мульду, глубиной около двух метров. Седловина узкая скальная, тур на камне в северной части. С перевала сняли записку группы из Екатеринбурга от 1 сентября 1996 года.

Спуск с перевала на лед. Туюктор сквозь облака просматривается плохо, видно лишь верхнюю часть некрутого снежного склона.

После возвращения в лагерь, сразу же отправляемся на разведку седловины, расположенной к северу от пер. Солнечный. Путь к ней проходит по скально - осыпному склону длиной около 50 метров и крутизной 30 - 35°. Оказалось, что эта седловина обрывается в сторону лед. Туюктор отвесным скальным кулуаром.

Возвращаемся в лагерь по пути подъема. За ужином обсуждаем план дальнейших действий. Постановили, что если утром позволит погода, то пойдем в верховья ледника для разведки и прохождения еще одного перевала, который на одной из наших схем тоже обозначен как "Солнечный". С тем и укладываемся спать.

 

15 августа - В эту ночь выспаться как следует не удалось, поскольку погода действительно улучшилась. К середине ночи тучи разошлись, высыпали звезды, а заодно ударил сильный мороз. К утру внутренняя палатка покрылась внушительным слоем инея. В такой мороз на леднике спалось плохо, зато пробуждение было легким. По ощущениям на свежем воздухе было около -15°С, к тому же из долины тянуло крепким ветерком. Однако погода стоит прекрасная, на небе ни облачка. Никто из нас не мог даже предположить, что такая погода простоит еще две недели.

С утра Дима первым делом сбегал к туру на пер. Солнечный, где оставил записку. Выходим на маршрут в 8:40, и продолжаем тропить по рыхлому снегу в верховья ледника. Пройдя два перехода по 40 минут каждый, вошли в дальний угол ледника, где из-за горы справа по ходу выглянул поворот на искомый перевал.

 

Пер. Олимп 2А*, 4100 (на правах п/п)

Из верховьев лед. Плоский на перевал ведет некрутой (20 - 25°) осыпной склон, который засыпан рыхлым снегом. Толщина снежного покрова около 25-ти сантиметров. От места последнего привала на леднике за 20 минут поднимаемся на перевал. Седловина широкая, можно поставить несколько палаток. Тур искали достаточно долго, наконец нашли его в южной части седловины, откуда после продолжительных раскопок в снегу удалось извлечь записку.

В записке сказано, что впервые этот перевал посетили туристы из клуба "Олимп" 17 июня 1988 года. К сожалению, предложив назвать перевал именем своего клуба, они не потрудились даже указать его предположительную категорию сложности.

С седловины в сторону лед. Туюктор ведет крутой снежно - ледовый склон, ограниченный с обеих сторон скальными ригелями. Протяженность склона, как нам показалось сверху, была около 150 метров. Поначалу казалось, что придется повесить не более трех веревок по 50 метров. В оставленной записке указали, что сложность перевала оценили как 2А.

Солнце уже высоко, а снега на склоне достаточно много, что позволяет охарактеризовать состояние последнего как лавиноопасное. К тому же правый боковой ригель представляется камнеопасным. Пробный спуск камней показал, что во всех случаях они идут в непосредственной близости от скал, либо перелетают через ригель на другую сторону. В связи с этим спускаться необходимо придерживаясь центра снежного склона, где опасность камнепада минимальна.

Положение спасает то обстоятельство, что снежный склон, по которому предстояло спускаться, имеет западную экспозицию и значительную крутизну, поэтому начинает освещаться солнцем поздно, к тому же солнечные лучи падают на склон под малым углом, что не способствует его быстрому таянию. Хорошо видно как камни на левом скальном склоне блестят, схваченные льдом, который еще не начал таять. К тому же ночью, как уже упоминалось, был сильный мороз.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, посчитали, что снежный склон будет доступен для спуска еще 3-4 часа. Поэтому не мешкая обвязываемся и готовимся к спуску.

На самой седловине снега немного, он в основном сдувается ветром, поэтому надежно закрепить веревку там не удается: ледоруб толком не вогнать, а буры в схваченную льдом осыпь не закручиваются. Лучше всего первую веревку закрепить с помощью петли на небольшом скальном выступе в северной части седловины, под несколько нависающей стеночкой, где можно укрыться от возможного схода камней с верхней части гребня.

Закрепили перила, и в 11:30 Леня уходит вниз с другой веревкой и запасом ледорубов, поскольку последующие веревки можно было закрепить только с их помощью. На протяжении верхней веревки склон имеет максимальную крутизну - свыше 50°. Ниже пришлось провесить еще четыре 50-ти метровых веревки по склону, крутизной 45°. Перила крепили на станциях из двух ледорубов; последним на три такта с нижней страховкой спускался руководитель, для чего предпоследний участник забивал два промежуточных ледоруба. Чувствуется, как с течением времени начинает раскисать снег на склоне, а по льду на скалах левого борта уже текут тонкие струйки воды. При спуске по последней веревке приходится перепрыгивать через забитый снегом бергшрунд, ниже которого еще тянется 50-ти метровый склон, крутизной около 40°, выводящий на пологую часть ледника. Последний участник оказывается на пологой части ледника в 14:10. Таким образом спуск с перевала занял чуть более двух с половиной часов и оказался более чем на сто метров длиннее, чем казалось с седловины.

Итак, определяющий сложность перевала участок представляет собой снежно - ледовый склон крутизной от 40° в нижней и свыше 50° в верхней части. Его протяженность около 270 метров при перепаде высот 200 метров. С нашей точки зрения, категория сложности перевала все же не дотягивает до 2Б. Мы склонны считать его сложным перевалом 2А к/с, прохождение которого может стать определяющим элементом в спортивной "тройке". В классификатор перевал рекомендуем внести как 2А* к/с.

Спустившись с перевала, отошли от склона метров на сто, где пообедали и поставили лагерь. Пока готовили еду и обедали, то и дело посматривали на пройденный нами перевал, поскольку солнце уже палило нещадно, а по скалам вода текла ручьями. И вот в конце концов дождались: около 16 часов, через полтора часа после спуска группы с перевала, внушительная лавина медленно сползла со склона, перекрыв наши следы более чем на половине его длины.

В оставшееся время отдыхаем, да занимаемся визуальной разведкой соседних хребтов. Как оказалось, разговор в МКК при выпуске на маршрут, когда нас обязали провести разведку восточного склона пер. № 32, был не напрасным. Этот перевал показан на схеме как 2А, а действительно оказался значительно сложнее и был не по силам нашей группе. От его прохождения мы, естественно, отказались.

Приняв во внимание эти обстоятельства, решили на следующий день уходить в долину р. Джарташ, куда через ГВХ ведут две седловины. Одна из них - пер. Архитектор 1Б, а другая, доселе неизвестная, красовалась на западе от него. Именно она и притягивала внимание. На наш взгляд, ее сложность равняется сложности пер. Олимп, либо несколько ниже последней. Однако помимо страсти к прохождению новых перевалов, не давало покоя обилие снега на склоне ГВХ. Причем настораживали как раз не следы лавин, а их полное отсутствие. И хотя решение так и не приняли, отложив его до утра, которое вечера мудренее, это чувство потенциальной опасности не давало руководителю покоя почти всю ночь.

Вечером, после захода солнца, на леднике наблюдали интересное явление - повсюду в воздухе начал раздаваться писк. Этот писк был очень высокой частоты, почти на грани ультразвука. Похожие звуки издают летучие мыши, но в нашем случае никаких мышей на леднике, естественно, не было. Звуки слышались везде, подчас их источник находился на расстоянии нескольких дециметров от людей, но никого и ничего видно не было. Такое явление мы впоследствии наблюдали и на лед. Чонтор, но в гораздо меньшей степени. Понять природу писка мы не смогли и приписали его пискунам - неведомым нам астральным сущностям. Это явление сперва весьма напугало нашу Галю, однако вскоре она успокоилась, поняв что никакого вреда звуки не несут. Вскоре на них и вовсе перестали обращать внимание, хотя прекратились они только утром после восхода солнца.

 

16 августа - Сегодня подъем назначили на 6:00. Пока готовился завтрак, наблюдали за восходом солнца, которое, как только показалось с востока из-за хребта, то первым делом осветило северные склоны ГВХ вместе с обоими перевалами. Решение созрело моментально - идем через пер. Архитектор, который нелавиноопасен даже при значительном количестве снега на склоне. Это решение сперва не пришлось по душе Леониду, который являлся в нашей группе одним из наиболее технически подготовленных участников. Однако уже через несколько часов ему пришлось резко изменить свое мнение.

Позавтракали и в 8:00 выходим на штурм пер. Архитектор. Глубина снежного покрова на леднике более метра, поэтому идем в связках. Через 40 минут подходим к началу подъема на перевал, где устроили небольшой привал. И вот тут-то оно и произошло: мы уже собрались идти дальше, как вдруг справа по ходу раздался сильный треск - по склону, ведущему на непройденную седловину, а также по соседнему с ним кулуару неслись две снежные доски. Еще мгновение, и обе они грохнулись к подножию перевального взлета, подняв клубы пыли из рыхлого снега. Взглянули на часы - время всего 9:00! Да уж, ничего не скажешь! Вот тебе и интуиция. Привал затянулся еще на несколько минут - на эмоциональный перерыв. В разгар лета никто из нас такого явления еще не наблюдал. Через несколько минут начали подъем на пер. Архитектор.

 

Пер. Архитектор 1Б, 4150

В лоб на перевал ведет достаточно крутой (около 40-45°) снежно - ледовый склон, который слева по ходу значительно положе. Мы приняли естественное решение подниматься по более пологому склону, а затем траверсировать ледник по плоской части в направлении седловины.

Это было самое ошибочное решение за все путешествие. Никому, в том числе и руководителю, не пришло в голову обратить внимание на тот факт, что в месте предполагаемого траверса ледник делает значительный поворот в сторону. Вскоре группа сполна поплатилась за такую невнимательность.

В 9:10 начинаем подъем по снежно - ледовому склону крутизной до 35° поднимаемся к левой части бергшрунда, где он менее разорван. Подойдя к бергшрунду, с попеременной страховкой через ледоруб пересекаем несколько его нешироких ответвлений. На подъем до пологой части ледника выше берга затратили около 40 мин.

Далее в сторону перевала тянется пологий участок ледника протяженностью несколько сот метров. Ледник закрыт толщей снега до нескольких десятков сантиметров. Даже пристально приглядевшись, заметить множество внушительных разломов, скрывающихся под снегом, было невозможно. Уже через несколько метров Галя, шедшая лидером первой связки, уходит ногой в трещину, которая оказывается неширокой. Еще несколько шагов и история повторяется. Далее идем спокойно несколько десятков метров, и уже казалось, что все кончилось, как Галя проваливается снова. На этот раз в снегу зияла дыра, уходящая к началам географии, расширить которую до противоположного края мы оказались не в силах. Внушительная трещина к тому же расширялась с глубиной. Определить ее границы сквозь снежную толщу и наметить места для безопасного обхода было невозможно. Пришлось организовать надежную точку страховки, докопавшись до льда и закрутив ледобур. На страховке Леня уходит искать обход, но прощупывание повсюду показывает, что трещина нигде не собирается сдавать свои позиции. Тогда принимаем решение форсировать ее прямо по снежному перекрытию. Нашли место, где покров выглядит потолще, и Леонид на страховке очень аккуратно трогается в путь. Маневр удается и вот он уже роет снег по другую сторону разлома и организует страховку. А дальше еще один разлом, затем еще и также трещины сквозь снег можно только нащупать или провалишься ногой.

В общем, практически весь пологий участок, вплоть до подножия перевального взлета, пришлось идти с попеременной страховкой, на что потратили более часа. Явный тактический просчет заключался в том, что не учли возможности возникновения множества разломов в месте, где ледник делает поворот в сторону. На самом деле надо было подниматься на седловину прямо в лоб, где склон круче, но при этом значительно короче и менее богат трещинами.

После пологого участка начинается снежно - ледовый склон, крутизной до 35°, выводящий непосредственно на седловину перевала, куда мы наконец-то выходим в 12:20.

Седловина перевала широкая осыпная, можно поставить несколько палаток, тур находится в западной части. С перевала открывается вид на ледник в верховьях р. Джарташ. На севере хорошо виден, пер. Олимп, который мы прошли накануне.

Подъем отнял много сил, поэтому пришлось устроить на седловине продолжительный привал, благо погода стояла прекрасная, и замечательные виды с этого, одного из самых высоких перевалов в районе, радовали взор.

С перевала сняли записку группы туристов из Екатеринбурга от 13 августа 1988 года. Как видно, этот район Киргизского хребта десяток лет назад пользовался популярность у путешественников с Урала.

Спускаться в долину р. Джарташ начинаем около 13:00. Спуск проходит по снежному склону длиной около 400 метров. В верхней части снег глубокий и весьма раскисший, повсюду встречаются следы сошедших накануне мокрых лавин, видно, что они были весьма мощными, поскольку тащили с собой множество крупных камней. На момент спуска лавинная опасность на южных склонах уже миновала.

Ниже снег заканчивается, выходим на мелкую осыпь на правом борту, по которой съезжаем до "зеленки". Протяженность этого участка около километра. С "зеленки" хорошо виден весь путь спуска с перевала. Общий перепад высот до этого места от седловины составляет более 800 метров. Никому не советуем пытаться пройти перевал с юга на север.

Сняв обвязки и одев легкие ботинки взамен порядком надоевших "Кофлачей", бежим вниз по травянистому склону. Ущелье оказывается висячим, и вниз к реке приходится осторожно спускаться по крутому - около 30° травянистому склону, на котором встречаются живые камни. На спуск с перевала до реки затратили в общей сложности более 2,5 часов.

Напротив ущелья, откуда мы спустились, река оказалась заваленной каменным выносом. Открытой воды нет. Пришлось после отдыха подниматься вверх по реке еще около получаса, поскольку все весьма устали. Наконец проходим каменный завал и над красивым озерком, которое образовалось перед естественной плотиной, разбили лагерь.

 

17 августа - Сегодня решили позволить себе поспать подольше, поэтому выходим на маршрут только в 11:00. Задача на этот день состояла в том, чтобы перевалить через простой перевал Джарташ в ущелье р. Сокулук Юж.

По правому берегу р. Джарташ идет хорошая конная тропа, по которой за 40 минут выходим на очень красивую поляну, где река, разливаясь, образует небольшое озеро. От этого места еще 40 минут хода до начала подъема на перевал, откуда вытекает небольшой ручей. Около этого ручейка мы организуем перекус.

 

Пер. Джарташ 1А, 3880

Покушав, в 15:00 продолжаем путь, и хотя на обоих наших схемах здесь обозначена набитая тропа, но реально на нее нет ни намека. На перевал поднимаемся правым по ходу бортом ущелья, где среди осыпного склона встречаются выходы скал, по которым идти значительно проще. На седловину выходим в 16:40, затратив на весь подъем 1 час 40 минут.

Седловина перевала широкая осыпная, можно поставить палатки. Тур находится в северной части. Из него мы извлекаем весьма потрепанную записку республиканского семинара ВТП, датированную 24 июля 1987 года. Оказывается, на этом скотопрогонном перевале не было людей уже 12 лет! Этот факт отметили перевальной шоколадкой, после чего оставили в туре послание для будущих поколений и начали спуск к р. Сокулук Юж.

По мелкой живой осыпи едем прямо с седловины вниз и за 40 минут спускаемся на поляну, откуда видны наш перевал и соседний 1А без названия. Далее еще около часа затрачиваем на спуск по густо заросшему левому берегу реки, куда мы перешли по пути, до места, где эта речка впадает в р. Сокулук Юж. Здесь, на берегу красивейшего озерка, которое поражает своей расцветкой, мы разбиваем лагерь. По пути нам встретился старый заброшенный кош, ниже которого вела чуть заметная зарастающая тропинка.

 

18 августа - Сегодня нам необходимо подойти под пер. Черный Шпиль Зап. Как и накануне, спим подольше и на маршрут выходим в 10:10. Первым делом переправляемся на левый берег р. Сокулук Юж. Переправа не представляет сложности в любое время суток - брод по колено. Поток не быстр, поэтому можно аккуратно перейти босиком.

Далее за 1,5 часа по хорошей дороге добежали до устья р. Кульджатор, по которой нам предстояло подниматься. Причем так разогнались, что с ходу перепрыгнули через реку на левый берег. Глянули в карту, и выяснилось, что сделали это совершенно зря. Пришлось переправляться обратно.

К пер. Черный Шпиль Зап. ведет очень красивое зеленое ущелье р. Кульджатор. Сначала поднимаемся по цветущему ковру на террасу правого берега реки, та что затратили 45 минут. Здесь очень красиво, единственно, что весьма донимают оводы. По террасе траверсируем склон и за 30 минут выходим к реке без сброса высоты. Здесь нас настиг небольшой дождик, добавивший лишь свежести в воздухе. Решили пообедать в этом месте. За едой наблюдали, как вокруг нас бегала любопытная ласка - абсолютно непуганая, она подходила к людям на расстояние менее метра.

Продолжаем подъем в 15:00. Борта ущелья постепенно сходятся, приходится три раза переходить с одного берега реки на другой. Переправа осложняется тем, что камни покрыты каким-то видом лишайника, который в мокром состоянии очень скользкий. Устоять на таких камнях очень сложно. Тем не менее за полтора часа поднимаемся по руслу речки, подгоняемые надвигающейся непогодой, на широкую зеленую террасу в верхней части цирка. Здесь удобные места для нескольких палаток, есть вода. На этой террасе разбиваем лагерь в 17:00 и начинаем готовить ужин. Дождь так и не начался, непогода прошла стороной, а на утро вновь засияло солнце.

 

19 августа - Сегодня на маршрут выходим в 7:00, предстоит пройти перевал и спуститься на р. Сокулук, где у нас запланирована дневка.

 

Пер. Черный Шпиль Зап. 2А, 3900

От места ночевки к перевалу поднимаемся по сухому осыпному дну ущелья. Путь преграждает нунатак, а слева от него (по ходу) высокий моренный холм, обход которого возможен с любой стороны. Мы поднимаемся между ним и нунатаком по осыпи и скальным выходам. Выше моренного холма начинается некрутой снежник, по которому в 8:45 выходим на перевал. Седловина очень широкая, мест под палатки хватит хоть на батальон. Большой тур находится в центре седловины.

С перевала сняли записку группы из Новосибирска от 1 февраля 1995 года. Интересно, каково здесь путешествовать зимой?

Спуск на лед. Кичитор начинаем в 10:00. Проходим в кошках около 50 метров до начала крутого склона. Здесь, над верхним бергшрундом, навешиваем первую перильную веревку, закрепив ее на "гвоздике" (ледобур-самосброс). Первым спускается Дима, но оказывается, что непосредственно над местом закрепления перил бергшрунд очень широк, перепрыгнуть не получится. Приходится траверсировать вправо по ходу метров на 15, где трещина сужается. В этом месте закручиваем промежуточный бур, разбив таким образом веревку на два участка.

Перепрыгиваем бергшрунд, превышение верхнего края которого над нижним составляет в этом месте около метра. Перил хватает до верхнего края нижнего бергшрунда. Здесь на "гвоздике" закрепляем вторую веревку и начинается самое интересное. Нижний бергшрунд очень рваный и имеет превышение верхнего края над нижним около 5 метров. Однако, вся трещина перерезается несколькими косыми ледовыми мостами. Приходится спускаться, придерживаясь этих мостов, значительно отклоняясь от вертикали то в одну сторону, то в другую - этакий "фристайл" дюльфером. Крутизна склона на участке бергшрундов 50-55°.

Ниже бергшрундов склон выполаживается до 40-45°. Отсюда и до пологой части ледника на склоне много снега, поэтому перила приходится крепить с помощью ледорубов.

При сбрасывании второй веревки Леониду не везет - "гвоздик" провалился в трещину и заклинился там среди сосулек. Пришлось ему лезть наверх с нижней страховкой выручать ледобур.

От бергшрундов провешиваем еще две 50-ти метровых веревки по снежному склону крутизной до 45°. Последний спускался на три такта с нижней страховкой через два промежуточных ледоруба. Ниже четвертой веревки склон выполаживается до 35-40°. Спускаемся по нему в связках еще метров 150 и выходим на пологую часть ледника, где на камнях остановились ждать Леню и Пашу, которые спускались последними и снимали веревки. Они подошли где-то через полчаса. Спуск с перевала занял чуть более двух с половиной часов. Еще за десять минут по пологому закрытому леднику в связках доходим до морены правого борта.

Нами был выбран оптимальный путь спуска, поскольку слева (на фото) склон хотя и кажется несколько положе, но зато изобилует разломами, поскольку в этом месте ледник делает поворот. Ситуация в точности такая же, как была на пер. Архитехтор. Рекомендуем наш путь и для подъема на перевал.

На морене развязываемся и обедаем. Спуск к реке продолжаем в 15:00. С западной ветви ледника спуск проходит по правобережной морене в сторону центральной части ледника, со спуском в карман между мореной и правым бортом. Это единственная возможность обойти крутой моренный сброс. Спустившись под него, необходимо продолжить движение по прижимной морене между западной и центральной ветвями ледника, оставляя слева зеленый травянистый холм. Дойдя по прижимной морене до водопада, низвергающегося с левых по ходу скал, следует уйти с нее на козлиную тропу, которая идет по травянистому склону слева. Эта тропа приводит непосредственно на левый берег р. Кичитор, обходя многочисленные моренные увалы на дне ущелья.

Около реки мы были в 17:30, затратив на спуск с ледника в общей сложности два с половиной часа. Отсюда открывается замечательный вид на ледник по главе с вершиной Черный Шпиль.

По левому берегу идет слабая тропа, по которой за два часа спускаемся до верхней границы скальных сбросов, полностью перегораживающих этот берег реки. Уже темнеет, и мы решаем встать здесь на ночевку, не дойдя до р. Сокулук всего полкилометра. Это было единственное отставание от графика за все путешествие. Ставим палатки на травке, рядом со скальным уступом, по которому мерно струится ручеек.

 

20 августа - На этот день была запланирована дневка, однако планы несколько изменились, поскольку накануне мы не успели спуститься к р. Сокулук. Встаем в 9:00, завтракаем, неспешно собираемся и в 11:00 продолжаем спуск. Переходим речку выше сбросов, где она течет под каменным завалом. Далее по тропе вдоль скал правого борта минут за 15 спускаемся к очень красивому водопаду. От водопада по осыпям и зарослям арчи спускаемся к р. Сокулук и разбиваем лагерь выше места впадения в нее р. Кичитор.

В 13:00 мужской контингент отправляется на р. Ашутор за заброской, куда по левому берегу р. Сокулук ведет хорошо набитая тропа. Возвращаемся в лагерь около 17:30. Сидя вечером у костра, решили завтра с утра сделать полудневку, чтобы разобраться с заброской и немного отдохнуть.

 

21 августа - Сегодня полудневка: моемся, стираем вещи и распаковываем заброску. Погода стоит прекрасная, поэтому можно еще и позагорать.

На маршрут выходим в 16:00, и только отошли от места стоянки, как встретили спускавшихся трех киргизов - пастухов. Как оказалось, наверху у них пасется стадо коров и табун лошадей. За два часа по левому берегу реки поднимаемся до ущелья, ведущего к пер. Спартакиады. В этом месте тропа переходит на правый берег. Погода стоит жаркая и безоблачная, воды в реке очень много за счет интенсивного таяния ледников. Поэтому на другой берег реки решили не переходить. Продолжаем подъем по левому берегу, где тоже встречаются мелкие скотские тропы. В основном идем у края воды, где эти тропы наиболее натоптаны.

В 19:30 разбиваем лагерь на зеленой полянке с цветочками напротив ущелья, ведущего к лед. Молодая Гвардия.

 

22 августа - На сегодня стояла задача подняться на лед. Чонтор под пер. Спокойный, чтобы на следующий день его спокойно пройти.

Выходим в 8:30 и продолжаем подъем по левому берегу р. Чонтор. Через 30 минут выходим к началу моренных валов. Здесь переправляемся вброд через реку, которая в этот час тихая и не представляет сложности. После переправы поднимаемся на крайне правую (орографически) боковую морену, оставленную давно стаявшим ледником. По верху этой морены продолжаем движение, пока она не упирается в скальный уступ, за которым просматривается язык лед. Чонтор. Скальный уступ можно обойти слева по крупной осыпи крутизной 30-40° и протяженностью свыше 100 метров. Нам этот путь показался слишком опасным, поэтому решили провести разведку до конца морены, куда вели многочисленные козлиные следы. Разведка показала верность предположений: поднявшись к самому концу морены, упирающейся в скалы, следует уйти на широкую скальную полку посреди уступа, по которой траверсировать до его противоположного края, где выйти на верхнюю часть уже упоминавшейся осыпи. Это простой и кратчайший путь на восточную ветвь лед. Чонтор и именно им, по-видимому, пользуются многочисленные стада горных козлов, следы которых видны повсюду.

После того, как Дима вернулся с разведки, одеваем рюкзаки и трогаемся в путь по разведанному пути. Поднимаемся наверх уступа, откуда спускаемся метров на 30 прямо к языку ледника. Время уже 12:30, поскольку сегодня мы особенно не спешим, да потеряли около часа на разведку пути. В связи с этим решили пообедать, а уже после этого лезть на ледник.

С обеда уходим в 14:30, одеваем кошки и начинаем подъем на язык ледника. Здесь существует вероятность схода отдельных вытаявших камней. Поэтому на этом участке следует быть особенно внимательным и миновать его как можно быстрее. Полчаса подъема, и мы выходим на пологую часть ледника.

Вокруг потрясающий вид, солнечно и очень тепло. Идем в одних спортивных кофтах с рукавами. Хорошо виден пер. Карбышева и еще одна седловина, которая не имеет названия. Посовещавшись, решили, что на последнюю мы должны обязательно сходить, а пока продолжили путь в верховья восточной ветви ледника. Стоявшая уже неделю жаркая ясная погода сделала свое дело - ледник открыт практически на всем своем протяжении. Под пер. Спокойный подошли в 17:00, где на леднике разбили лагерь.

Поскольку завтра с утра нам предстояло уйти на южную сторону ГВХ через пер. Спокойный, то посовещались и решили, что на увиденную нами седловину, а также на пер. Карбышева мы сходим ночью, благо погода стояла прекрасная, а полная луна ярко освещала все вокруг.

Пока же готовим ужин и собираем снаряжение для задуманного ночного рейда. Дима сверяет окрестности со схемами, как вдруг внимание привлекает седловина в гребне, разделяющем ледники Чонтор и Молодая Гвардия. По схеме она была обозначена как пер. Осенний, что подтверждает "Перечень высокогорных перевалов", в то время, как по другой схеме пер. Осенний находился вообще в другом отроге хребта. Необходимо было внести ясность по этому вопросу, и Леониду было предложено сбегать вдвоем на этот перевал, пока готовится еда, на что тот согласился, особенно не раздумывая.

 

Пер. Чонтор Раздельный (Осенний) 1Б, 3760

Собираем минимум снаряжения, одеваем каски, берем фотоаппарат, лыжные палки и устремляемся к перевалу. Перевальный склон представляет собой неширокий осыпной кулуар, а внизу подход к нему преграждает пояс простых разрушенных скал высотой около 10 метров. Этот скальный пояс легко обходится при подъеме слева по ходу.

Под скалы поднимаемся по некрутой осыпи длиной несколько десятков метров. Решаем скалы не обходить, а подниматься прямо по ним. Лазание налегке очень простое, никакой страховки здесь не требуется. Выше скал продолжается осыпной склон длиной 70-80 метров и крутизной 30-35°, выводящий на седловину. Весь подъем на перевал из лагеря занял у нас менее 15 минут.

Седловина скально - осыпная, гребень узкий, палатки поставить невозможно. Тура нет, как нет ни малейшего намека на пребывание здесь людей. Учитывая, что в "Перечне" неверно указано расположение значительного числа перевалов и ледников, предположили о том, что, пер. Осенний действительно находится не здесь, а в соседнем хребте. Перевал назвали Чонтор Раздельный, категорию сложности оценили как 1Б. Спуск с перевала на ледник Молодая Гвардия на наш взгляд не сложен. В верхней части он представляет собой скально - осыпной склон длиной до 20 метров, далее начинается ледовый склон крутизной до 45° при протяженности около сотни метров

На перевале сложили большой тур на камне в южной части седловины. Спуск в лагерь, где нас ждал ужин, занял менее 10 минут. В кулуаре спускались по пути подъема, а пояс скал обошли по осыпи.

Спустившись в лагерь поужинали, сложили рюкзаки для ночного радиального выхода, в котором изъявили желание участвовать Дима, Леня и Галя, после чего легли пораньше спать.

По приезду в Москву удалось таки выяснить, что под “пер.Осенний” известна именно эта седловина.

 

23 августа - Подъем нашей тройки назначен на 2:30. Легкий завтрак, состоящий из крепкого чая с печеньем, и в 3:50 наша связка выходит из лагеря. Как и ожидалось, погода стояла ясная с легким морозцем около -5°С. Ярко светила луна, отчего ледник выглядел поистине фантастически. По пологому леднику быстро спускаемся к повороту, откуда открывается вид на оба разведываемых перевала. В пути Галя высказала гениальное соображение, что ходить ночью по леднику гораздо теплее, чем на нем спать.

 

Пер. Московский Буревестник 2А, 3950 (на правах п/п)

На востоке только едва забрезжил рассвет, а наша связка уже подошла под перевальный склон. На седловину ведет ледовый склон, протяженность которого около 100-120 метров при крутизне 40° в нижней и 45° в верхней части. Поднимаемся на перевал просто связкой в кошках, благо те держат надежно. Перед самой седловиной - большая мульда, которая с южной стороны переходит во внушительный бергшрунд. Переходим по льду через мульду, за которой продолжался ледовый склон, длиной около 10-15 метров, выводящий непосредственно на седловину.

На перевал выходим в 5:15, где с удивлением для себя обнаружили тур с проржавевшей до дыр банкой. Из последней извлекли записку от 1 августа 1983 года, которую удалось прочитать только через полчаса, когда хоть как-то рассвело. Как оказалось, перевал впервые и единственный раз пройден еще 16 лет назад группой МГУ, а на туристских схемах тут до сих пор красуется белая дыра.

Седловина перевала узкая скально - осыпная, палатки здесь ставить негде, но в мульде это было бы возможно. На юг с перевала ведет осыпной склон. Он достаточно крут (около 30-35°) и камнеопасен, поскольку скинутые участниками камни улетают до самого его подножия. Длина склона, как представляется с седловины, около 100 - 150 метров.

С перевала спускались по пути подъема, также в связках. Спустившись к подножию склона, повернули на пер. Карбышева.

 

Пер. Карбышева 1Б, 3850

С севера на перевал ведет короткий ледовый склон протяженностью около 40 метров и крутизной 35-40°. Поднимаемся связкой, перед выходом на седловину приходится преодолеть трехметровый участок жесткого натечного льда. Спуск с пер. Московский Буревестник и подъем на пер. Карбышева заняли в общей сложности около 10 минут. На перевал выходим в 6:20, когда уже достаточно светло. Седловина, в отличие от предыдущего перевала, широкая скально - осыпная. К нашему удивлению на перевале не оказалось тура, хотя мы облазили все окрестности, зато повсюду валялось множество старых бинтов. Пришлось немного поработать и сложить новый большой тур, для чего использовали естественный скальный зуб посередине седловины.

Спуск с перевала по пути подъема и возвращение в лагерь заняли чуть менее часа. Вернулись к палаткам около 8:00. Паша и Альфия еще мирно спали; пришлось их разбудить. Приготовили поесть, собрали лагерь, снова одели кошки и устремились навстречу пер. Спокойный.

 

Пер. Спокойный 2А (реально 1Б), 3850

От места ночевки уходим в 10:00. Под бергшрунд веден снежно - ледовый склон крутизной до 35° и протяженностью 50 метров. Идем в кошках. Бергшрунд неширокий, забит снегом, выше него крутизна ледового склона увеличивается до 45°, а метров через 25 он начинает выполаживаться и выводит на седловину. Из под бергшрунда провешиваем одну 50-ти метровую перильную веревку, которой как раз хватает до перевала, куда группа поднялась в 11:30.

Седловина широкая, легко можно установить несколько палаток. Тур находится в центре. Из него мы извлекли записку минских туристов от 27 июля 1993 года.

Спуск с перевала по мелкой осыпи за 30 минут приводит к красивому моренному озеру на дне ущелья р. Туюктор (Туюк-Ала-Арча). Здесь в 13:00 устраиваем обед.

Мы считаем, что сложность перевала явно завышена. На самом деле он не сложнее 1Б к/с.

Пообедав, продолжили путь в 14:30. Через полчаса спускаемся до поворота на пер. н/к. Погода заметно портится, иногда моросит мелкий дождик. Подошли к реке и на живописной лужайке разбили лагерь. Получилось что-то наподобие 1/3 дневки, да это и к лучшему; после ночного марш - броска по перевалам хочется немного отдохнуть.

В свободное время занялись очисткой примусов, которые уже заметно засорились.

 

24 августа - На сегодня запланировано немного. Предстояло пройти пер. н/к и выйти к озеру под пер. Ала-Арча, поэтому с утра не спешим. На маршрут выходим в 10:30 и начинаем подъем на перевал.

Идем прямо в лоб на зеленую террасу, ведущую к перевалу. От нее на седловину выводит пологий травянистый склон длиной около 200 метров. Весь подъем от места ночевки занимает 50 минут чистого времени. Тепло, но погода пасмурная и продолжает ухудшаться, уже на перевале начинает накрапывать дождик.

Спускаемся, забирая траверсом сильно влево по травянистому склону. Иногда приходится пересекать неширокие осыпи. За 50 минут спускаемся до крупных осыпей правого борта ущелья р. Ала-Арча Юж. Далее траверсировать не представляется возможным и приходится идти вниз до дна ущелья. После привала за 30 минут доходим до озера под пер. Ала-Арча, по пути начинается сильный ливень и ветер. Быстро ставим палатки на площадках правого по ходу берега. Ориентиром служит большой тур, сложенный у самой воды.

Несмотря на непогоду, озеро поражает своей красотой и цветом воды. К ночи немного проясняется, дождь прекратился. Появляется надежда на то, что утром сможем продолжить путь.

 

25 августа - Утром погода действительно неплохая, кое-где на небе даже видны звезды, поэтому решаем продолжать движение.

 

Пер. Именинников 2А, 3900

Выходим в 6:45. За 45 минут по дороге, ведущей в сторону пер. Ала-Арча доходим до осыпи, по которой предстояло продолжить путь к пер. Именинников. Далее еще 40 минут подъема по крутым осыпям и скалам до выполаживания небольшого ледника, ведущего к перевалу. С этого места хорошо видна седловина.

Одеваем кошки и продолжаем движение. Поднимаемся непосредственно на седловину, куда ведет некрутой снежно - фирновый склон, местами встречаются выходы осыпи. Перед выходом на перевал приходится преодолеть участок крупной осыпи, высотой около 10 метров. На перевал поднимаемся в 9:00.

Седловина скально - осыпная, узкая. Палатки поставить невозможно. Обнаружили два тура: на скале в южной части седловины и под стеночкой в северной части. Из первого тура сняли записку группы из с. Сокулук от 5 августа 1996 года, а из второго - записку туристов из г. Ухта от 7 мая 1988 года. Второй тур мы разобрали.

На перевале обвязываемся и готовим перильные веревки. Спуск с перевала проходит по короткому языку висячего ледника, зажатому с обоих сторон скальными бортами. Наличие внизу на леднике внушительного осыпного выноса, позволяет судить о значительной камнеопасности спуска. Эти догадки подтверждаются и донесшимся грохотом сходящих с левого борта камней.

Перильную веревку закрепляем с помощью веревочной петли на большом камне в верхней части ледника. Спуск осуществляли по сдвоенной веревке, которая заранее была подготовлена для сдергивания. Спускались друг за другом без задержек.

Определяющий сложность перевала участок представляет собой ледовый склон протяженностью около 45 метров. В верхней части крутизна около 45°, которая в нижней половине склона постепенно увеличивается до 70-80°. Протяженность крутого, более 50° участка, составляет около 20 метров. Под ледником начинается участок очень живой и камнеопасной осыпи, протяженностью около 100 метров и крутизной 35-40°, выводящей на пологую часть ледника.

Первые четверо участников спустились под язык ледника, где имеется возможность укрыться в случае камнепада и можно собраться вместе. Затем туда спустился руководитель, выполнявший ранее функцию наблюдателя. Он остался здесь сбрасывать перила и наблюдать, а первые четверо начали быстрый спуск по осыпи, несколько траверсируя ее влево, чтобы избежать сбрасывания камней друг на друга. После того, как все они вышли из зоны опасности, Леня обеспечил наблюдение за склоном при спуске руководителя.

Спуск с перевала до безопасной пологой части ледника занял 20 минут. Собрав снаряжение и немного отдохнув, продолжили движение траверсом по леднику в направлении на седловину в правом боковом отроге, надеясь выйти на дорогу с пер. Ала-Арча. Эту дорогу найти не удалось и, перейдя через седловину, продолжили спуск по леднику. Небольшой слой снега позволял быстро глиссировать вниз.

После ледника начинаются моренные валы. Спускаемся по ним, забирая вправо в направлении дороги, которая ведет к альпинистским хижинам, находящимся на стыке морен двух частей ледника. На эту дорогу выходим в 13:30, где устраиваем перекус. Временами накрапывает мелкий дождик.

Продолжаем путь в 14:30. Спускаемся вниз по дороге, которая в конце концов приводит к развалинам ГМС, куда мы приходим в 16:30. Здесь на зеленом лугу около реки разбиваем лагерь.

На этом "перевальная" часть путешествия была завершена, оставалось только совершить восхождение на вер. Корона, благо мы весь поход шли точно в графике и время на последнее мероприятие у нас оставалось.

 

26 августа - Сегодня стояла задача спуститься к а/л Ала-Арча и подняться как можно выше по ущелью Ак-Сай. Выходим в 9:00. До альплагеря ведет приличная грунтовая дорога. Она несколько раз переходит с одного берега реки на другой. Везде есть добротные мосты. Спустились к альплагерю в 12:00. При этом так разогнались, что прозевали ущелье р. Топкарагай и приняли за него ущелье р. Ак-Сай. Поняли просчет когда выскочили на асфальтовую дорогу к альплагерю.

Немного передохнув, начинаем подъем в сторону ледника Ак-Сай, куда по правому (ор.) берегу реки ведет хорошая тропа. Сначала она идет по сосновому лесу, затем круто поднимается на террасу правого берега. За два перехода по 40 минут доходим до ручья Шаркыратма, где в 14:30 останавливаемся перекусить. Здесь мимо нас проходит группа альпинистов из Екатеринбурга. Их было 36 человек, причем растянулись по тропе они на расстояние в добрый час пути, некоторые из них по тропе спускались в "Кофлачах", а ноги были забинтованы почти у всех. У нас язык устал со всеми здороваться. Зато от них мы узнали, что наверху в хижине Рацека остались только семеро альпинистов из Нижнего Тагила, а выше, в Коронских балках, вообще никого нет. Это обстоятельство нас обрадовало, проблем с лагерем не предвиделось.

Продолжили подъем в 15:30. Через несколько минут входим в ельничек, где на площадках расположились трое чешских путешественников. Проходим мимо них. Далее тропа круто поднимается по старой морене. Идем уже тяжело, пройдено за день более 17 километров, свыше 800 метров высоты набрали после обеда. До хижины Рацека еще несколько сот метров по высоте. Становится ясно, что дотянуть до туда уже не по силам. К 18:00 дотащились до скальных ворот, за которыми начинаются морены ледников Ак-Сай и Учитель. Здесь около скалы есть пара мест, где с трудом установили наши палатки, для чего пришлось потрудиться, очищая площадки от камней. Видно, что пользуются ими крайне редко.

Это место мы окрестили "Синицынские ночевки" по фамилии нашего Лени, которому здесь стало совсем нехорошо, хотя прежде он весь маршрут демонстрировал пример выносливости и высокого духа.

После ужина силы начали возвращаться и спать ложились уже с твердым намерением назавтра добраться до Коронских балок. Надо сказать, что эту задачу мы сильно облегчили, поднявшись в этот день на 900 метров и обогнав график движения на полдня.

 

27 августа - Выходим в 9:00. Сегодня идется несравненно легче, чем накануне. За 30 минут по тропе, которая после скальных ворот идет по карману правобережной морены, доходим до хижины Рацека. Это добротная благоустроенная каменная хижина, где сейчас обитали пятеро альпинистов из команды Нижнего Тагила. В 9:30 мы уже здоровались с ними. Альпинисты оказались очень гостеприимными людьми. Напоили нас чаем с лепешками, посоветовали как лучше организовать восхождение на Корону, которую прекрасно видно от приюта. Засиделись у них до 12:00, после чего продолжили путь.

Отойдя от приюта, через несколько минут тропа поднимается на морену, откуда открывается замечательный вид на ледопад лед. Ак-Сай. Далее тропа круто поднимается по правой боковой морене в обход ледопада. Выйдя наверх морены, целесообразно продолжить путь по пологому открытому леднику. По нему продолжаем путь до начала подъема к "Чаше Короны", где на морене приютились два железных домика, которые и представляют собой Коронские балки. Домики в приличном состоянии - практически не продуваются и не протекают.

К балкам подошли в 14:45. Только успели открыть дверь домика, как грянула гроза, начался сильнейший ливень со снегом. К 19:00 прояснилось. Красота окрестных вершин во главе с пиком Свободной Кореи просто потрясает.

Решили наутро не ходить на Корону, а совершить разминочное восхождение на более низкий и близкий пик Изыскатель. С тем решением и ложимся спать.

 

28 августа - Подъем в 3:00 показал, что на улице во всю хозяйничало ненастье с проливным дождем. Контрольный звонок будильника в 6:00 также ничего утешительного не принес - горы надежно закрыты пеленой облаков. Дальше спим покуда можем, то есть до 10:30. Открыв глаза увидели, что в окне ярко светило солнце на фоне голубого чистого неба.

Весь оставшийся день усердно питаемся оставшимися после альпинистов из Екатеринбурга макаронами, да играем в шахматы, которые нашли в соседнем домике. Вечером безоблачный закат свидетельствует о высоких шансах наутро взойти на Корону.

 

29 августа - Будильник поставили на 3:00, но спится плохо. В 1:45 Дима выходит на улицу. Там полный штиль, на небе ни облачка и только полная луна освещает все вокруг. Решаем подниматься и готовить завтрак.

 

Вер. Корона (2-я Башня) 2Аальп, 4810

В 3:30 мы выступаем. От домиков поднимаемся по средней осыпи, обходя крутой участок ледника. Луна светит очень ярко, поэтому выбор пути не представляет сложности. Через полчаса подходим под скалы, около которых ледник уже не столь крут. Здесь связываемся, одеваем кошки.

В 4:15 продолжаем путь по леднику. Ночью ударил небольшой морозец - около -5°С. Смерзшийся снег держит очень хорошо. Около 5:00 выходим на выполаживание ледника, где он в левой по ходу части перерезан мощной трещиной. Обходим разлом справа по ходу и еще через 10 минут подходим к началу 300 метрового ледово - фирнового склона, выводящего на выполаживание под вершиной. Крутизна этого склона около 35°. По имевшемуся у нас описанию, на обратном пути его придется весь провесить веревками в случае если снег раскиснет. Мы хотим этого избежать и успеть спуститься по фирну.

Подъем по этому склону в связках под башни Короны занял около часа. Еще около 40 минут занимает подъем по ледово - фирновому склону на седловину между первой и второй башнями. Весь путь от балок пройден связками без провешивания веревок. На седловине встречаем рассвет.

На вторую башню ведет 60-ти метровый скально - ледовый гребень. С седловины льда не видно, кажется, что маршрут чисто скальный. Первый участок представляет собой обледенелые скалы высотой около 10 метров и крутизной 55-60°. Лидер проходит его свободным лазанием с нижней страховкой. Забиваем один крюк, в качестве остальных точек страховки используем выступы.

Выше стенки имеется удобная скальная полка, где закрепляем первую перильную веревку, поскольку одной до вершины не хватит. От полки к вершине ведет ключевой участок - 7 метровый ледово - скальный желоб крутизной 60-70° утыкается в узкую щель между двумя гладкими глыбами. Приходится подносить, оставленные на седловине кошки. Лидер проходит желоб, идя в кошках по льду, для рук есть щель справа между льдом и скалами. В верхней части лед скалывается, приходится лезть в кошках по скалам. Для промежуточных точек страховки имеется несколько удобных выступов справа, да пара забитых альпинистами из Екатеринбурга крючьев.

Выше желоба две гладкие глыбы образуют щель - камин высотой около 2,5 метров. Перед ней имеется удобная скальная полочка. Лидер проходит камин, расклинившись в нем.

Выше щели на вершину выводит снежно - ледовый склон крутизной до 40°. На вершине лидер закрепляет вторую веревку за большой камень и вся оставшаяся группа поднимается по перилам. В 7:50 все были наверху. Погода прекрасная, более часа любуемся окрестными вершинами.

Из тура извлекаем записку, оставленную нашими знакомыми из Нижнего Тагила, от 24 августа 1999 года.

Надо отметить, что по классификатору маршрутов на вершины считается, что вторая башня Короны на 60 метров ниже первой. С низу так и кажется, поскольку вторая башня находится несколько дальше относительно первой и третьей. Однако на самом деле они по высоте практически равны, поскольку мы хорошо видели даже тур на вершине первой башни. При этом третья, пятая и шестая башни, имеющие высоту 4860, действительно превышают первую и вторую метров на 50. Таким образом можно полагать, что обе, первая и вторая башни вершины имеют высоту 4810.

Спуск с вершины начали в 9:30. За полчаса спустились дюльфером до седловины. Шедший последним Леня перевешивает 50-ти метровую веревку на 5 метров ниже вершины. При этом ее как раз хватает, до подножия скал на седловине. За счет этого пришлось оставить только одну петлю, а не две.

На седловине снова связываемся и устремляемся вниз по пути подъема. Фирн еще не успел раскиснуть, кошки держат надежно и в 10:50 мы уже сидели в базовом лагере у Коронских балок.

После обеда погода вновь портится, поднимается ветер, начинается дождь со снегом. Ближе к вечеру приходят четверо чешских альпинистов, собирающихся на Корону. Рассказываем им наш маршрут и ложимся спать.

 

30 августа - Ночью спится плохо, поскольку накануне проспали полдня до вечера, слышно, как около 4:00 чехи уходят на восхождение. Погода, надо отметить, не вызывает восторга. Под утро домик сотрясается порывами сильного ветра. В 9:00 немного просветлело, появилось солнце, но 12:00 вновь все затянуло. Около 14:00 разыгрался настоящий буран с градом и порывами ураганного ветра. Беспокоимся за чехов, которых до сих пор нет. Через час они, наконец-то, появляются. На вершину чехи взошли с седловины между второй и третьей башней. По их рассказу похоже, что этот маршрут проще нашего. Альпинисты выглядят усталыми, но довольными, хотя с вершины они ничего не увидели из-за пурги.

Остаток дня сидим в домике. На завтра решили сходить на пик Изыскатель по маршруту 2А.

 

31 августа - Ночью хлещет ливень. Выход на улицу в 3:00 показал, что погода шансов на восхождение не оставила. Со слов Паши там был самый настоящий “Апокалипсис”.

Оставаться в Коронских балках дольше не было смысла. Собрали рюкзаки и после обеда устремились вниз к приюту Рацека. Спустились за час по пути подъема сюда четыре дня назад, при этом опять попали под дождь.

В приюте вместе с тагильцами устроили ужин. Весь вечер пели песни под гитару. Легли спать далеко за полночь, встретив 1 сентября и начало нового сезона.

 

1 сентября - Поскольку на улице вовсю буйствовала непогода, решили к альплагерю, где завтра в 8:00 нас будет ждать машина, не спускаться, а сделать это рано утром.

Днем играем в преферанс, а вечером продолжаем гитарный концерт.

 

2 сентября - Выходим из приюта в 5:00. Погода неплохая, сквозь редкие облака светит луна. Спускаемся по тропе, где поднимались неделю назад. За два с половиной часа спускаемся к шлагбауму около а/л Ала-Арча.

Как и договаривались, ровно в 8:00 появляется микроавтобус фирмы "Dostuk Trakking". На нем мы уезжаем в Бишкек. Удобно то, что водитель согласился повозить нас по городу. Заехали на почту, на рынок и лишь после поехали на ж/д вокзал.

Здесь весьма помогла регистрация, поскольку сразу по приезду нас окружили представители местных правоохранительных органов и, не будь регистрации, пришлось бы выложить им приличную сумму наличными. Повертев в руках документы, они от нас отвязались.

Через некоторое время мы уже сидели в купе поезда, который в 13:15 тронулся в сторону Москвы, ознаменовав тем самым окончание нашего путешествия.

          


© 2002 г. Горный клуб "СКИФ"

Пишите: skif@skif.msk.ru