ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"


ГЛАВНАЯ -> БИБЛИОТЕКА-Статьи, лекции, методические указания

       ФОРУМ 

 

 

План - конспект лекции

 «Организация горного похода первой категории сложности».

разработал А.Васильев

 

Лекция рассчитана на слушателей горной школы начальной туристской подготовки.

Лекция рассчитана на 2 академических часа.

Цели и задачи: дать слушателям представление об основных моментах организации горного путешествия первой категории сложности.

Необходимый учебный материал: доска, мел, возможно раздаточный материал с требованиями к горным походам и пр., желательно диапроектор с 6-8 слайдами характеризующими перевалы 1А к.тр. и районы горных походов.

 

План лекции.

1.     Формальные требования к горным походам первой категории сложности.

-        Требования к горному походу первой категории сложности.

-        Требования к участникам и руководителю горного похода первой категории сложности.

2.     Мотивация к совершению горного похода. Формирование группы. Распределение обязанностей. Цели похода.

3.     Выбор района путешествия.

4.     Подготовка маршрута:

-        Сбор материалов о районе путешествия.

-        Исходя из целей похода определение сложности и тактической схемы маршрута в рамках выбранной категории сложности.

-        Сбор материалов о маршруте.

5.     Подготовка похода:

-        Предпоходные тренировки.

-        Составление сметы похода.

-        Подготовка снаряжения.

-        Работа завхоза по составлению раскладки.

-        Подготовка медицинской аптечки.

-        Покупка билетов, оформление пропусков и пр.

-        Оформление маршрутных документов и зашита маршрута в МКК.

6.  Совершение похода и работа по составлению отчета.

 

Пункт плана

Содержание лекции

время

1.

Формальные требования к горным походам первой категории сложности.

Минимальные требования к горным походам первой категории сложности:

Протяженность - 100 километров, продолжительность - 6 ходовых дней, количество перевалов 1А - два. Дать краткую характеристику перевалов 1А категории сложности: простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие до 15 градусов ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах. Требования к участникам горных походов 1кс: минимальный возраст - 13 лет, опыт участия в категорийных походах не требуется. Требования к руководителю группы: минимальный возраст - 18 лет, опыт участия в горном походе первой категории сложности. Минимальный состав группы - 4 человека.

Требование ко всем членам группы - отсутствие медицинских противопоказаний.

Рекомендуется данный материал дать под запись. Привести примеры перевалов 1А категории трудности, возможно показать 2-3 слайда.

10-15 минут

2.

Мотивация к совершению горного похода. Формирование группы. Распределение обязанностей. Цели похода.

 

Рассказать о возможных мотивах совершения похода и целях похода(провести отпуск, каникулы в горах в компании друзей, повысить уровень спортивной подготовки, учебно - тренировочное мероприятие (в рамках школы НТП, повышение квалификации, исследование нового района и пр.), акклиматизационных поход перед более сложным мероприятием, другое.) Привести примеры.

Подбор членов группы зависит от мотивов к совершению похода. Привести примеры. Необходимо обратить внимание на случаи, когда члены группы имеют значительные различия в физической и технической подготовке, а также на различную мотивацию к совершению путешествия (например, один хочет отдохнуть и провести каникулы, другой во чтобы то ни стало - закрыть спортивный разряд, третий получить хорошую физическую нагрузку, четвертый провести время в обществе своей девушки - показать к каким проблемам может привести такое формирование группы.) Подчеркнуть, что хорошо подобранный состав группы - залог успеха похода и хорошей морально - психологической обстановки в группе. Желательно привести положительные примеры.

На основании принципа, по которому была сформирована группа осуществляется распределение обязанностей. Если руководитель выбирается группой - показать роль руководителя. Привести примеры:

-        в которых руководитель является формальным и неформальным лидером и обладает достаточной технической, физической и морально-психологической подготовкой,

-        в которых руководитель является лишь формальным лидером,

-        другие примеры из опыта лектора.

Распределение других обязанностей с походе: рассказать какими качествами и знаниями должен обладать "завхоз", "казначей", "медик", "снаряженец" и др. Привести примеры из походного опыта лектора. Примеры должны быть живые и запоминающиеся (у хорошего завхоза снега зимой не допросишься и пр.).

20 минут

3.

Выбор района путешествия.

Выбор района путешествия определяется исходя из целей похода, желания членов группы, финансовых возможностей членов группы, возможности и логичности совершения похода данной категории сложности в данном районе, (привести примеры несоответствия похода первой категории сложности данному району), других причин.

Дать рекомендации по выбору района для похода первой категории сложности из опыта лектора, например, Западный Кавказ, Заилийский Алатау - кратко рассмотреть плюсы и минусы этих районов. Возможно показать два-три характерных слайда.

10 - 15 минут

4.

Подготовка маршрута

Основные задачи при подготовке маршрута:

-        сбор материалов о районе путешествия. Необходимо изучить карты района. ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов требуемой категории сложности и возможность найти описание данных перевалов, оценить возможность проложить маршрут требуемой сложности, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Обратить внимание на связь данных оценок с индивидуальными особенностями группы. На основании данных оценок окончательно выбрать район и подрайон путешествия. Определить оптимальные сроки путешествия. Рекомендовать библиотеку МГЦТК и библиотеки других клубов для изучения районов и препятствий. Дать адреса. Отметить появившиеся в INTERNET странички с туристскими отчетами. Рекомендовать www.mountain.ru и несколько других сайтов.

-        Разработка конкретного маршрута. Кратко остановиться на возможных тактических схемах маршрута (линейных, кольцевой, линейный с радиальными и кольцевыми выходами), обратить внимание на необходимую высотную акклиматизацию. Разобрать плюсы и минусы различных тактических схем самих по себе и применительно к тому или иному маршруту путешествия. При разработке маршрута обратить внимание на необходимость тщательной подготовки запасных и аварийных вариантов маршрута. Аварийные выходы должны быть максимально простые и короткие!

-        Кратко остановиться на разработке тактического плана маршрута (сослаться на лекцию «тактика горного похода»). Обратить внимание на необходимость плавного нарастания технической сложности маршрута и равномерного распределения препятствий на маршруте, также отметить недопустимость прохождение перевалов во второй половине дня и двух определяющих препятствий в один день. также рекомендовать более легкий день перед прохождение определяющего препятствия. Обратить внимание на соизмерение физической и технической подготовки участников с разрабатываемым маршрутом. Привести примеры. (например, излишне продолжительный поход, в котором из-за усталости утрачены цели, накоплено раздражение участников и пр. Обратить внимание на потенциальную опасность такой ситуации).

20 минут

5.

Подготовка похода

Подготовка похода, исключая отдельные моменты, может вестись параллельно с разработкой маршрута. Подготовка похода разбивается на комплекс мероприятий, за которые отвечают отдельные члены группы в соответствии с распределенными обязанностями. Общее руководство и контроль за подготовкой похода осуществляет руководитель группы.

Отметить необходимость тщательной подготовки похода, т.к. это напрямую может влиять на безопасность похода. Подготовка похода ведется по нескольким направлениям:

-        Предпоходные тренировки. Необходимы для физической подготовки участников группы. При формировании группы из участником незнакомых друг с другом тренировки сплачивают группу, выявляют индивидуальные особенности участников группы. Обратить внимание на необходимость походов выходного дня: сплочение группы, выявление уровня физической и морально - психологической подготовки членов группы, проверка снаряжение, выявление микрогрупп и др..

-        Составление сметы похода. Работа ведется «казначеем». Весьма желательно составление предварительной сметы расходов для определения стоимости похода. Данная цифра должна быть сообщена участникам как можно раньше с тем, чтобы члены группы могли рассчитывать свои средства.

-        Подготовка снаряжения и ремонтного набора. Работа ведется «снаряженцем». Работа заключается в определении требуемого для похода общественного и личного снаряжения. Подбор, поиск и проверка общественного снаряжения. Рекомендации участникам по подбору личного снаряжения. Подготовка ремонтного набора с учетом особенностей данного похода. Обратить внимание на необходимость обязательной предпоходной  проверки снаряжения. Привести примеры (например,  непроверенная палатка не ставится, отсутствуют колышки, в ремнаборе отсутствует пряжка и пр.). Обратить внимание на черты характера необходимые «снаряженцу»: хозяйственность, «умелые руки»…

-        Составление раскладки. Работа «завхоза». Работа заключается в составлении предварительной раскладки продуктов исходя из особенностей данного похода и с учетом пожеланий членов группы. Составленная раскладка обсуждается группой, в нее вносятся коррективы. Раскладка утверждается. «Завхоз» должен разработать рекомендации по расфасовке и упаковке продуктов. Обратить внимание на непосредственное влияние качества составления раскладки на настроение участников, а следовательно на безопасность и успех похода. Привести примеры. Обратить внимание на черты характера, необходимые «завхозу»: хозяйственность, твердость и стойкость характера. (привести примеры).

-        Подготовка медицинской аптечки. Работа «медика». Весьма желательно, чтобы «медик» имел медицинское образование. Медаптечка собирается согласно рекомендованного перечня медикаментов с учетом индивидуальных особенностей членов группы и района путешествия. Обратить внимание на серьезность данного вопроса. Сослаться на лекции по медицинской подготовке. Отметить, что все члены группы должны быть знакомы с содержанием аптечки и иметь представление о действии тех или иных препаратов. Отметить, что аптечка должна составляться с учетом знаний и опыта «медика» (например, нет смысла брать препараты вводимые внутривенно, если никто из членов группы не имеет необходимой медицинской подготовки и пр.). Отметить необходимость умения оказывать ПМП всеми членами группы.

-        Покупка билетов, оформление пропусков  погранзону и пр. Работа «казначея», руководителя и пр. Необходимо заранее проработать данные вопросы, чтобы избежать неприятностей во время похода.

-        Оформление маршрутных документов и защита маршрута в МКК. Работа руководителя группы. Отметить необходимость данных действий. Кратко остановиться на функциях МКК. Отметить недопустимость незаявленных маршрутов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 минут

6.

Подготовка отчета о походе

Отметить, что подготовка отчета - является неотъемлемой частью похода. Отметить желательность составления письменного отчета. Отметить необходимость тщательного описания перевалов и качественных фотографий.

3-5 минут

7.

Закрепление материала

Отметить основные моменты лекции. Перечитать план.

5 минут

 

Методические рекомендации лектору: содержание лекции достаточно «сухое» и для более легкого восприятия рекомендуется использовать живые примеры, которые с одной стороны должны иллюстрировать материал, а с другой восприниматься как захватывающий рассказ или анекдот. Основные моменты лекции должны быть законспектированы. Для этого необходимо выделять ключевые моменты лекции.

         

февраль 2000 г.


© 2002-2010 г. Горный клуб "СКИФ"

Пишите: skif@skif.msk.ru