ГОРНЫЙ КЛУБ "СКИФ"

ГЛАВНАЯ -> Литература ->Марш-бросок 2004

ФОРУМ

Кононов Николай, Сергей Арановский (комментарии С.А.)

Мероприятие называлось Московский марш-бросок, легкая версия. Подробно все правила даны здесь - http://slazav.mccme.ru/mmb2004l.htm.

Ступинский район это высоты, глиняные овраги с ручьями, осиново-кленово-березовый лес и поля с травами, заплетающими ноги. Не кедровый стланник, конечно, но для быстрой ходьбы не годится. Просеки есть, но неявно выраженные и редко встречающиеся. Есть тропинки. Такой лес сердцу не мил, душа просит соснового бора, ельника, мхов, лесных озер, болот. Мещероподобного
чего-то. Мещера, как мы знаем, филиал рая...

Погода была в первый день приемлемой (серо, но ничего сверху не капало), ночью хорошей (заморозков не было, дождя тоже, ветер слабый) и во второй день отвратительной (сильный непрекращающийся дождь, ветер, похолодало).

Мы (Жемков & Кононов) стартовали в 14.40. Азимутнули через мрачный мордорский лес с поваленными деревьями, подсекли ЛЭП, первую просеку и вторую, нужную нам. Пошли по ней. Шли быстро, не останавливаясь. (Потом поняли, что это правильно - те непрофессионалы-ориентировщики, которые пытались бегать, быстро сдохли.) Дошли до слияния оврагов и стали искать КП1. Нашли быстро, у компостера стояла очередь из 4 групп.

С.А.: мы (Андрей Дубинин и я) чуть промахнулись. Итог - задержка минут на 10-15.

Дальше вышли на тропу и по ней двинули в сторону КП2. С тропы азимутнули через лес, побуреломствовали и подсекли просеку, отмеченную на карте. Нашли нужный овраг и двинули по нему в сторону некоторого поля. Поле вскоре показалось, что никак не входило в наши планы, ибо КП2 был метрах 300 от него. Промазали. Пришлось вернуться на просеку и по ней выйти на ручей. Еще минут 15 поиска слияния русел бокового оврага и ручья и КП2 есть. Компостер висит на бревне через ручей.

С.А. Мы шли по просеке, пока она не исчезла, затем стали подсекать перпендикулярную. Вышли довольно точно.

На КП3 азимутнули через лес. Подсекли тропу. Шлось очень бодро, никакого намека на усталость. По тропе вышли на лесовозную дорогу и по ней прошли до газопровода, с которой вычислили нужный овраг и двинули по его правому борту. Периодически нас оббегали разные команды, но мы не нервничали и шли в своем темпе. КП3 был опять же на слиянии русел двух ручьев.

С.А. Азимутали на газопровод, вышли метров на 100 западнее оврага. По оврагу до КП.

Дальше по тропе мы нашли поле, по краю которого вышли к автомобильной дороге. Метров 200 вниз по ней, мост, поворот направо на тропу, брод через реку Бунчиху - довольно противное бревно, глиняный скользкий берег. Там я измазал бедный горетех, а Жемков обмакнул ботинок. КП4 даже искать не пришлось, ибо к нему шла тропа, которая теперь Бог знает когда зарастет.

С.А.: Аналогично.

Это была разминка. Дальше халява кончилась.

На промежуточный финиш с КП4 народ шел по автомобильной дороге, а потом азимутовался. Мы же решили азимутнуться непосредственно с КП через лес и высоту 188.4. Что и сделали, и получили по морде ветками так сильно, как нигде не получали. Спотыкались о разную гадость раз по много, изобразили даже эпизод из "Вертикального беспредела", когда друг главного героя наворачивается на ровном месте, картинно бьется рюкзаком об камень и начинает корчится от боли. Далее, исцарапанные и злые мы вышли к реке, на той стороне которой подразумевался финиш. Стали искать переход. Долина реки заболоченная и заваленная сухими деревьями, продирались со страшным треском, цепляясь за все, что можно. Нашли сомнительное бревно. Смеркалось. Хватило ума посмотреть чуть дальше и увидеть заваленное деревьями узкое место, где между берегами было метра три. Минута балансирования с рюкзаком, ненормативной лексики и высматривания оптимального пути по скользким бревнам - и мы ломим через сухую крапиву вверх по склону. Морда вся исхлестана. Дальше был утомительный траверс берега реки в сторону
поляны, сдача карточки судьям, темнота и подозрительное накрапывание сверху.

С.А.: Мы прикинули хвост к носу и решили, что ломать ноги по оврагам не хотим, да и смеркалось уже. Вернулись на дорогу, быстрым шагом дошли до перекрестка, свернули на перпендикулярную дорогу, потом на просеку, потом до реки и вдоль реки до лагеря.

Палатку мы поставили у реки, сделали чаю, съели пряников и печенья и решили выходить в 8. Вышли. При свете собственных фонарей перелезли через моховое бревно на тот берег Бунчихи, поднялись по склону и стали ловить третий по счету большой овраг, перпендикулярный реке. Здесь и началась ж@па: оврагов, овражков и канав оказалось гораздо больше, нежели на карте. На КП5 мы убили больше часа. В конце концов, мы заперлись в самый большой овраг и пошли вверх по нему, ожидая желанного впадения справа еще одного овражка. Впадения не было. Жемков засобирался было вниз, а я сидел, горестный (кстати, забыл сказать, что на ММБ поехал с температурой, горлом и носом, из-за чего шел хуже, чем мог бы - Жемков, правда, не возмущался и вообще говорил, что для точного ориентирования на нашем уровне быстрее и не надо). И тут сыграла интуиция: надо искать в этом овраге. Конечно, метрах в 100 КП5 нашлось, кто бы сомневался.

С.А.: Здесь мы закопались. К счастью, вокруг было много групп, искавших это КП, совместными усилиями нашли.

В сторону КП6 уходил склон с буреломом средней гадостности. Мы азимутнули и довольно быстро взяли несложный КП6 на краю поля. Тем более, что в его сторону шли толпы, блистающие "Tикками".

С.А.: Здесь мы сдурили капитально, и вовсе не в поиске КП. Дело в том, что легенда предупреждала о подлянке на этапе: "Один из КП 2-го этапа на самом деле отсутствует. Как узнать какой? В 300 м от некоторого другого КП, ниже по течению оврага, в овраг спускается лестница из деревянных ступеней. Посчитайте на ней количество ступеней и поделите на 5 - получите номер КП, которого нет". Так вот, выходя на КП6 вдоль оврага мы наткнулись на мостик, обрадовались, добежали до КП. Поговорили о том, что надо бы вернуться и посмотреть, а нет ли там на подходе ступенек. Но превозмочь лень так и не смогли.

Дальше мы азимутнули через лес и уперлись в слегка заболоченный и перекрытый поваленными деревьями овраг. Пошли по нему и нашли необходимое слияние с другими оврагом и КП7.

Переход к КП8 смотрелся просто, но на деле оказалось, что переправа через ту же Бунчиху отсутствует. Народ шел вброд, закатав штаны. Рядом лежала притопленная береза, шагая по которой можно было перейти на другой берег, но при этом вода доходила до щиколотки. Короче, мы пошли по ней с шестами. Макалушки, слава тебе Господи, выдержали воду и ничего не черпнули. Жемковские асолы тоже выдержали. КП8 легко нашелся в овраге.

С.А.: Впечатления (мои личные) - отвратительные. Во первых, нога болела, шёл через силу. Во-вторых, вслед за нами некоторое время шли 2 пожилых мужика, и если один из них был вполне нормальным, то второго иначе, как старым придурком, назвать не могу. На переправе нас догнали Коля и Андрей, но потом куда-то отстали. КП взяли без проблем.

После этого нам надо было выйти на КП9 у северной оконечности озера близ некоей деревни. Здесь надо сказать, что легенда второго этапа содержала в себе западло. Было сказано так: один из КП не существует, его можно просто пропустить; чтобы понять какое именно КП - посчитайте количество ступенек на лестнице в овраге, где находится один из КП (какой именно, не сказано),
разделите на 5 и получите номер ложного КП. Конечно, мы ничего нигде не считали и пошли к КП9 - через болотце, заросший кустарником овраг, труднопроходимый мокрый лес и поле. В результате, мы чуть промахнулись, но перейдя две канавы и перелесок вышли на грунтовую дорогу к искомому озеру. Там нашли два мощных дуба, сросшихся корнями и поняли, что КП здесь нет и нас подвергли западлу.

С.А.: Та же фигня.

Погоревавши, мы собрались с силами и духом - то и другое несколько поколебалось - и двинули через поле, надеясь подсечь газопровод, идучи по которому можно было найти КП10 у маленького пруда. Через 10 минут газопровод был подсечен. Пошли. Местами он был заболочен, но в пределах проходимости. Отшагав примерно километр, мы обратили внимание, что двое суровых дядек в ориентировщических лосинах и шиповках резко свернули с газопровода на просвет между деревьями. Судя по пройденному расстоянию, было похоже, что дядькам интуиция нашептала, как лучше выйти к КП10. Мы метнулись за ними и спустя 200 метров болота действительно вышли к пруду.

С.А.: Вышли через поле на газопровод в гордом одиночестве. Пока шли, нас нагнали 2 мужика - те самые, о которых пишет Коля, а затем и Коля с Андреем. И те, и другие нас легко обогнали. Через некоторое время мы свернули в лес и вышли на поляну, на которой был КП10. На КП сидел Саша Тонис, отмечал пришедшие группы. Отметившись, решили передохнуть.

Пошли вдоль кромки поля к лесу, в котором надо было поймать просеку, ведущую к КП11. Просека поймалась - да так удачно, что вывела непосредственно к судейскому компостеру. Времени было 0.00.

Легенда КП12 звучала так: найдите ель, одиноко стоящую среди лиственного леса. Дойдя по просеке и более или менее нормальному лесу до большой поляны, на краю которой находился КП12, мы начали его искать. Елей там торчало до хрена. И ни одной одинокой. Команды пошли по кругу вдоль поляны, проклиная организаторов. Ели все не было. Зачем выбирать ель, нельзя было что-нибудь пооригинальнее найти?! "Юные натуралисты, бл@дь", - сказали из соседних кустов. И тут ель нашлась...

С.А.: Посидев с полчасика, двинулись дальше. Где-то по дороге я выломал дрын, т.к. без подпорки ходить уже не мог. У Андрея, моего напарника, дела обстояли получше, но и он прихрамывал - сказывалась старая травма. Дойдя до поляны КП12 сглупили, перепутав запад и восток. Итог - минут 20 потеря времени.

До КП13 мы дошагали через поле. Толстое дерево поперек оврага искали с час. Опять же, количество боковых оврагов, впадающих в главный, никак не совпадало с количеством отмеченных на карте. Пришлось пойти по главному и проверять все бревна. Седьмое по счету бревно оказалось счастливым.

С.А.: Мы этот КП13 искали час с лишним. Как выяснилось, метрах в 300 выше по течению оврага, чем нужно. Бакланы. Так и не нашли.

Потом мы быстро поднялись по склону оврага на поле, пересекли его, перешли автомобильную дорогу и азимутнули на поляну промежуточного финиша. Вид на нее с высокого берега Бунчихи перекрывался террасами - поэтому пришлось спуститься пониже. На поляне народ пил, орал песни и жег костры. Мы сделали макароны с тушенкой, поели, бросили в ноги мокрую одежду и заснули.

С.А.: Пришли на финиш, сделали укрывище из полиэтиленовой трубы, поели карпюра с тушёнкой и заснули.

Старт третьего этапа работал с 8 до 11. В полвосьмого я проснулся, услышал сильный дождь и по привычке заснул. Не идти же на гору в такую погоду. Потом, без пяти девять, опять проснулся и вспомнил, что мы не под горой. Жемков был настроен воинственно, потому что его сестра вечером уезжала в поход по Псковской области и надо было успеть отдать ей рюкзак. Мы съели мюсли, собрались под дождем, упихали мокрую палатку и спальники в рюкзаки и пошли за картой третьего этапа. Карта обнадеживала. Всего семь КП и вроде бы не очень сложные.

С.А.: Проснулись в 9:30, долго прикидывали, а стоит ли нам вообще выходить на этап: две здоровые ноги на двоих - маловато будет. Все же в 10:50 сбегали за картой к судейскому тенту, дособрались и вышли.

Опять пришлось переходить через Бунчиху. Метрах в десяти от мохового бревна, через которое мы перелезали ночью как полные бакланы, нашелся милый бродик. В темноте, конечно, совершенно неопознаваемый. Идиоты. Ладно...

КП14 нашелся только через час. Сначала мы ошиблись оврагом. Описание совпадало - даже барсучья нора была на месте! - но компостера не было. Пришлось выйти на просеку и азимутоваться с нее. На этот раз попали.

С.А.: Мы с недосыпу ушли далековато в лес, пришлось возвращаться.

Дальше была тропка вдоль границы густых посадок, выводящая прямо в овраг, по борту которого мы и пошли. Над слиянием русел этого оврага и его бокового ответвления быстро нашелся КП15.

С.А.: Эта тропа тоже нескоро зарастёт.

После этого мы опять вылезли на правый борт оврага и быстро пошли по направлению к ручью. Спустились по крутой глине к ручью, прошли немного вдоль него и азимутнули на небольшое поле. Впрочем, оно угадывалось и по просвету. На краю поля лежала береза, на которой висел компостер КП16.

С.А.: Шли тем же маршрутом в составе толпы из, наверное, 5-7 команд по тропе. В нужном месте с тропы свернули (голова толпы пошла дальше). Последовавшие за нами организмы благодарности, впрочем, не выказали и, выйдя на поляну, нахально обогнали нас.

До КП17 пришлось идти час с лишним. Сначала мы вышли на тропу, потом с нее азимутнули в сторону двух просек - первую подсекли и прошли дальше, а на вторую свернули. И по ней вышли к большому полю с перелеском. Километр по вяжущей ноги траве и мы у перелеска. От него - к другому, маленькому полю. На краю его опять береза и КП17.

Дальше все было просто, "фаза дожимания стены". Вниз по полю - поймали овраг - слияние русел - КП18. Метров 200 ходьбы по азимуту - точное попадание в нужную просеку - длинный перегон по просеке до речки в глубоком овраге - недолгие поиски разломленного дерева - КП19. Подъем на высокий борт оврага, переходы боковых овражков по бревнам, высокая трава, глина, скользко - спуск к реке (известняковые выходы) - подъем на противоположный борт - поиск мощного бокового оврага - три дерева, лежащих поперек него - КП20. Еле его заметили, кстати. Самый грязный из всех КП. Далее - последний на этих выходных забег с намокшим тяжелый рюкзаком вверх по глиняному склону - поле с ЛЭП - спуск к реке Каширке - финиш.

С.А.: На просеке, метров за 500 до КП19, остановились на часок, выпили кофе, поели.  Подойдя к КП19, встретили толпу, возвращавшуюся откуда-то из-за него. Мужик сказал, что они ничего не нашли. Компостер висел в этот момент у него за спиной метрах в 5. Под деревом. К КП20 шли вдоль ручья, подсекая овраги. Нашли. По тропе - к финишу.
После финиша зашли в речку, отмылись от глины.

Итого (всё примерно): 1 этап: 14.40 - 18.30 / Ночной 2 этап: 20.05 - 02.50 / 3
этап: 10.15 - 15.15.
Всего около 50 километров.

С.А.: 1 этап: 15:30 - 19-с-чем-то. Ночной: 20 с чем-то - примерно 5.
3-й: 10:50 - примерно 17. Не взяли КП13.

1. Нам очень повезло, что дождь не начался ночью. Иначе - на третий этап было бы просто не в чем выйти. Началась бы школа выживания, а не марш-бросок.

2. Бежавшие команды поделились на три группы. Первая - балбесы, убоявшиеся ночного этапа, медленные и т.д. Вторая - турьё и альпиндяи, ходившие с немаленькими рюкзаками. Третья - спортсмены-ориентировщики, бегавшие в шиповках с минимумом снаряжения. Понятное дело, результаты представителей третьей группы лучше остальных. Тем не менее, выбранной тактикой мы остались довольны. Бегание в стиле ориентировщиков на длинных трассах требует насоса. Но где ж его взять?
3. Шлось нам хорошо. Конечно, иногда приходили гнусные мысли, но отгонялись они с легкостью.
4. Особую пикантность процессу придавала погода - особенно во второй день.
К финишу мы вымокли насквозь и вымазались глиной, разве что в перьях не вывалялись. Холодный ветер резко увеличивал шансы на воспаление легких, менингит и пневмонию. Как ни странно, ноги, прошагавшие 45 километров в горных ботинках, до сих пор не заболели. Видимо, дело в том, что ходили они не по камням, а по травам, мягкой глине и воде.